портал о рыбалке

Забавные факты 

Реклама на сайте 

Другие статьи о рыбалке: "Проводка — ключ к успеху"

Проводка — ключ к успеху

В понятие техники ловли рыбы со льда я включаю следующие основные составляющие. Первое — это умение технически правильно пользоваться рыболовным снаряжением, которым рыболов оснащен. Сюда относится и ледобур, в нем очень важна (особенно для спортсмена) скорость сверления. Необходимо также понимание ситуации, при которой целесообразнее для выбрасывания шуги из лунки использовать шнек или шумовку.
Второе — умение рыбу найти и прикормить, при необходимости используя для этих целей глубиномер и кормушки. Важно также уметь правильно пользоваться отцепом и багориком.
Третье, и самое ответственное действие, — набор телодвижений, призванных спровоцировать рыбу на поклевку и доставить ее на лед. Все это в целом называется владением снастью.
Каждый рыболов по-своему трактует это понятие, ведь существует много видов зимней ловли, будь то ловля с кивком и мормышкой, с поплавком, жерлицами и донками или блеснение.
При ловле на мормышку со льда существует семь поочередно выполняемых технических действий:
1. Насаживание на крючок (при ловле с насадкой) мотыля или его "товарищей по несчастью".
2. Опускание приманки на предполагаемую глубину ловли.
3. Проводка (придание мормышке колебаний, привлекательных для рыбы).
4. Подсечка.
5. Вываживание подсеченной рыбы.
6. Снятие рыбы с крючка.
7. Вынимание пустой снасти (например, при проверке насадки или при переходе на другую лунку).
Ниже речь пойдет о проводке: для чего ее необходимо делать, какие типы проводок бывают и какие рыбы предпочитают ту или иную игру.
Сразу скажу, что все описанное есть результат моей практики в ловле рыбы на мормышку. Я имел неоднократную возможность экспериментировать с проводками при ловле основных видов рыб наших водоемов, чтобы у меня сложилось мнение рыболова, специализирующегося только на мормышке.
Итак, проводка. Рыба, как известно, способна воспринимать едва заметные колебания в воде своей боковой линией в радиусе большем, чем она может видеть. На этом свойстве рыб и основана ловля на мормышку и блесну. Колебания приманки, производимые шевелением рыболова, должны имитировать движение животных в воде и привлекать рыбу. Летом движущаяся насадка зачастую предпочтительнее неподвижной, но зимой рыба из-за недостатка кислорода в воде менее энергична, поэтому мормышке нужно придать необходимый ритм. На водоеме встречаются рыболовы, у которых удильник лежит на льду, кивок неподвижен, — рыболов ждет поклевку. Часть из них может несколько раз за день взять удильник и покачать им "для оживления клева". Такие рыболовы подчас используют 1-3 лунки за рыбалку и остаются без рыбы, ссылаясь на погоду.
Некоторые удильщики специализируются на зимней поплавочной снасти. На мой взгляд, такая снасть выгоднее только в некоторых специфичных ситуациях (ловля леща, крупной плотвы ночью) и в 95% случаев проигрывает подвижной мормышке. Использование проводки намного выгоднее неподвижной мормышки независимо от того, находится она на дне или в подвешенном состоянии, — это бесспорный факт. Применяя игру, особенно если она соответствует конкретным условиям ловли, появляется возможность спровоцировать на поклевку самую пассивную, наевшуюся или просто капризную рыбу, которая если и притронется случайно к неподвижной приманке, вряд ли станет добычей — ведь ее надо успеть подсечь.
Существуют общие требования к проводке, какого бы типа она ни была. От качества ее исполнения во многом зависит ваш успех. Игра должна быть ровной, то есть на всем протяжении нужно сохранять заданную частоту и амплитуду колебаний, не допуская сбоев. Во время игры часто используется плавное поднятие или опускание приманки. Этот элемент выполняется равномерно и не очень быстро. Не забывайте о том, что беспорядочная игра с резкими взмахами удильником может не только не привлечь, но и насторожить, а то и отпугнуть рыбу. Следите за тем, чтобы рука, в которой вы держите удильник, была максимально расслаблена, положение головы и корпуса было естественным.
В противном случае вы раньше времени почувствуете усталость, а это отразится на качестве проводки и выполнении других элементов владения снастью. Мне, например, во время ловли удобнее выполнять проводку "с колена", то есть находясь на самом льду и используя наколенники. Кстати, большинство спортсменов почти все время ловли на соревнованиях находятся на коленях — проводка получается четче, ветер не мешает, не нужно гнуть спину, как это бывает при использовании рыболовного ящика в ветреную погоду. К тому жe ящик создает ряд других мелких неудобств, одно из которых — потеря времени на соревнованиях и тренировках при переходе с лунки на лунку, хотя я не имею ничего против ящика на любительских рыбалках, где не требуется ни предельная скорость, ни максимальный контроль снасти.
Еще один важный момент — как правильно держать удильник во время проводки. Серьезная ошибка — направленный несколько вверх хлыстик. При таком положении в руке практически невозможно использовать разнообразные типы проводок, а подсечку и вовсе производить затруднительно, так как ее необходимо делать кистью руки. При направленной вверх кисти подсечка будет запаздывать или исполняться неправильно, движением плеча. Я раньше во время игры следил за тем, чтобы хлыстик смотрел немного вниз, а теперь это дошло до автоматизма.
Если вы привыкли ловить с перегруженным кивком (до 90 градусов), то во время проводки удобнее наклонять хлыстик еще сильнее, доводя до 45 градусов. Осуществлять же игру можно, держа удильник одной рукой. При определенных проводках удобнее придерживать эту руку второй — за запястье, либо удильник — сверху и снизу, как бы обхватывая его двумя руками. При ловле на мелководье можно держать следующим образом: одной рукой вы держите корпус удочки непосредственно для придания колебаний, а большим и указательным пальцем другой руки с двух сторон придерживаете хлыстик. Теперь амплитуда движений определяется расстоянием между двумя пальцами во время проводки. При этом не будет сбоев. С увеличением глубины этот прием становится менее эффективным, поскольку толща воды сглаживает небольшие неточности при исполнении игры. Попробуйте по-разному держать удильник и выбирайте наиболее удобный для вас способ.
Переходя к факторам, определяющим выбор того или иного типа проводки, хочу напомнить, что возможность применять разные типы проводок, а также экспериментировать с ними появляется только при использовании кивков из лавсановых и ему подобных пластин, при этом не стоит забывать о правильной огрузке кивка.
Существуют два основных фактора, влияющие на выбор проводки при ловле.
Первый — это характер клева. Клев рыбы напрямую зависит от степени ее активности, которая в свою очередь зависит от ее концентрации, времени года, суток, различных погодных условий, количества кислорода в воде и т.д. Взаимосвязь простая: чем лучше клев, тем менее интенсивная игра, которая иногда доходит до полного отсутствия колебаний. И, наоборот, чем хуже клев, тем проводка активнее, причем активность заключается не только в увеличении ее темпа, но и в активном поиске тех приемов игры, которые увеличивают количество поклевок и способствуют успешной рыбалке в целом.
Однако это общее правило, в котором есть свои исключения. Во время ловли рыбы даже при хорошем клеве (не говоря уже о плохом) никогда не стоит зацикливаться на каком-то одном типе проводки. Допустим, вы подобрали игру, которая сегодня приносит неплохой результат, но вдруг поклевки постепенно или резко, полностью прекратились. Это вовсе не означает, что рыба отошла из-за подхода хищника или изменения атмосферного давления. Возможно, рыба перестала реагировать на однообразную игру из-за наедания прикормкой или просто в лунке она подвыбилась, а та, что осталась, перестала обращать внимание на мормышку при отсутствии конкурентов, выдавая свое присутствие тычками. В обоих случаях стоит разнообразить игру — это может принести неожиданный успех.
Вторым фактором, влияющим на выбор игры, является вид рыбы, которую вы ловите или предполагаете ловить. Играет роль и ее размер. Образ жизни, поведение, питание разных видов рыб различны, поэтому каждый вид рыбы и требует определенного поведения приманки в воде, наиболее привлекающего именно эту рыбу. Размер насадки относительно размеров мормышки также оказывает непосредственное влияние на интенсивность проводки. Чем больше насадка, особенно если ее размер значительно превышает размер мормышки, тем меньше стоит заботиться о необходимости делать проводку вообще. Достаточным может быть слабое покачивание и шевеление насадкой, а мормышка при этом служит лишь для доставки насадки на глубину. Именно таким образом многие рыболовы ловят или пытаются ловить крупную, в основном, белую рыбу.
Как я уже отмечал, пассивная и статичная ловля уступает в конечном итоге активной. С уменьшением размера насадки следует применять более разнообразную и энергичную проводку уловы лишь возрастут.
Нельзя не упомянуть о проводке при безнасадочной ловле. На многих водоемах России зимой все большей популярностью пользуется ловля разнообразнейшей "нечистой силой" — "чертями, ведьмами, нимфами" и пр., и не напрасно: опытные рыболовы "чертятники" зачастую облавливают своих оппонентов, использующих насадку. Особенно это проявляется в качественном составе рыбы. Сама ловля весьма азартна, спортивна, сопряжена с постоянным поиском, но в спорте ловля на многокрючковые приманки запрещена, да и при использовании прикормки их эффективность резко снижается. Игра при безнасадочной ловле должна быть очень интенсивной, при этом играют как; сама приманка, так и бусинки на крючках.
Существуют водоемы, на которых вроде бы все просто. Скажем, окунь реагирует на классическую "окуневую", а плотва прекрасно отзывается на "плотвиную" игру, но есть и специфичные водоемы, на которых классическая игра мормышкой не является оптимальной. Чаще всего это связано с преобладанием тех или иных живых организмов, которыми преимущественно питаются рыбы. Поведение этих организмов вызывает у рыб привыкание, поэтому игра, копирующая их поведение, будет всегда предпочтительнее других. Отчасти благодаря этому местным рыболовам на родном озере или реке, понявшим эту тонкость, постоянно сопутствует успех.
Допустим, вы на водоеме впервые и уже определились с местом ловли, но, возможно, не знаете, какую проводку вам применить. По своему опыту могу сказать, что рыболов, владеющий различными способами и необходимыми приемами в игре мормышкой, сможет достаточно быстро подобрать игру в неизвестных условиях.
Как это сделать, с чего начать? На мой взгляд, можно применять такой вариант: каждую новую проводку выполняйте по-разному, то есть меняйте частоту, амплитуду колебаний, скорость подъема-опускания, чтобы выбрать наиболее эффективную комбинацию этих характеристик. Либо можно начать с наиболее универсальной игры приманкой, с целью определить преобладающий вид рыбы. Для этого нужно опустить мормышку до дна, слегка ее приподнять и придать ей колебания с небольшим ритмом и амплитудой, с одновременным небыстрым подниманием на высоту до полуметра, после чего плавно опустить до дна и повторить. Если рыба присутствует, то обязательно себя как-нибудь выдаст. После определения предполагаемого объекта ловли могу посоветовать применить проводку, более подходящую для этого вида рыб.

Окунь
 
Наряду с плотвой является одним из самых многочисленных обитателей наших вод, а зимой и вовсе становится полновластным их хозяином. В отличие от белой рыбы он в глухозимье не так сильно теряет активность, а в момент первого и последнего льда просто занимается чревоугодием. Для меня окунь был первой рыбой, пойманной со льда, но тогда я не предполагал, что впоследствии он станет самым интересным объектом зимней ловли. В основном на окуне оттачивается рыболовное мастерство ведущих спортсменов-мормышечников России.
При ловле активного окуня в игре не требуется какого-либо разнообразия. Если вы все остальное делаете правильно, то будете с уловом. Не нужно особенно мудрить, размышляя над вариантами проводки. Используйте так называемую окуневую (я использую ее в 80 % случаев при ловле этой рыбы). Заключается она вот в чем. Опустите мормышку до дна, слегка приподнимите, выдержите паузу 2-3 с, затем придайте приманке довольно интенсивную игру, с одновременным равномерным подниманием ото дна. Средняя частота колебаний составляет примерно 250 в минуту, скорость подъема — около 3 см в секунду, амплитуда — до 1,5 см.
Все эти параметры несложно самому засечь и вывести. Не забывайте, что окунь не любит сильно гуляющую амплитуду колебаний. Если концентрация окуня в лунке снизилась или поклевки почти прекратились, нужно попробовать увеличить частоту до 300. Если 5 проводок в таком ритме не дали результата, стоит сменить лунку и вернуться на исходный ритм. Периодически стоит пролавливать верхние слои воды, доводя мормышку до самой нижней кромки льда, особенно это касается неглубоких мест.
Некоторые рыболовы могут посчитать, что ловля в течение дня с игрой около 4-5 Гц — это очень утомительное занятие, противоречащее лозунгу "рыбалка — отдых". Решайте сами, хотите ли вы, чтобы ваши уловы заметно возросли, или нет. Высокий темп проводки также необходим, когда нужно привлечь рыбу со значительного расстояния. Особенно это проявляется при ловле без прикормки. Здесь единственным привлекающим рыбу фактором является игра приманки, причем это даже в большей степени касается ловли крупных полосатиков от 100 г. и больше, внушительная конкуренция которых в одной лунке может быть только на крупных водоемах. Если же рыбы настолько много, что она не дает дойти мормышке до дна, но вся она не крупнее 100 г., то в этих редких случаях игра вполне произвольна.
Абсолютно другая картина наблюдается в глухозимье. Здесь, безусловно, предпочтительнее интенсивная проводка — 250-300 колебаний в минуту, хотя бывают условия, когда окунь соблазняется медленной игрой мормышки, которую не поднимают высоко ото дна. Если вы уверены в наличии окуня, но он не клюет или выдает себя тычками, стоит попробовать медленную проводку, а точнее, слабое, с паузами покачивание у дна, подчас без какого-либо поднятия. Амплитуда в это время, на мой взгляд, мелкая и не превышающая 2 см, никаких размашистых движений быть не должно.
Есть ряд приемов для ловли сонных полосатиков.
1. Игра на подъем с паузами. При этом проводка выполняется как обычно, но периодически она прерывается паузами по 3-4 с, после которых игра продолжается. Остановки осуществляются через каждые 20 см, а если рыба предпочитает атаковать в этот момент, то и чаще.
2. Игра на подъем с ускорением. При этом следует опустить мормышку до дна, приподнять, выдержать паузу 2-3 с, затем придать ей едва выраженные колебания и, поднимая, постепенно наращивать частоту колебаний и скорость подъема. Этот прием часто вызывает у окуня хватку в самом конце движения приманки.
3. Пошевеливание мормышки на дне. Здесь важно, чтобы она по возможности притопилась в грунте, оставляя в поле зрения окуня лишь слабо шевелящегося (усилиями рыболова) мотыля. Правда, в силу особенностей строения окуня при поклевке со дна больше пустых поклевок.
4. Стук по дну с периодическими паузами. После нескольких коротких ударов необходимо поднять мормышку и оставить неподвижной на несколько секунд. Этот прием часто используют в сочетании с проводкой на подъем.
5. Активная игра в верхних слоях воды используется при расположенности окуня в этот день к подъему ото дна. Обычно этот прием применяют в сочетании с кормлением мотылем "с руки" даже на больших глубинах. При этом важно играть как при поднимании, так и при опускании приманки (последнее бывает даже предпочтительнее).
Мастерство рыболова во многом проявляется в умении выловить практически всех окуней из лунки. Стоит напомнить о размере кивка для этой рыбы. Необходимость интенсивной игры требует коротких кивков, в среднем 5-6 см.

Ерш
 
Зимой ерш очень активен и его с успехом ловят на всем протяжении закрытой воды. Нужно признать, что он не относится к сильно требовательным к проводке рыбам. При его ловле не используются проводки в высоком темпе — это не эффективно. Средняя частота колебаний не превышает 150 в минуту при амплитуде 1,52 см. Обычно поклевки происходят со дна или у самого дна. Часто используется слабое шевеление и покачивание у самого дна.
Если поклевки постепенно сошли на нет, то выгоднее всего не "изобретать велосипед", а просверлить поблизости новую лунку. При "капризном" клеве либо когда его мало, можно попробовать раздразнить ерша следующей игрой: с более частыми, чем обычно, колебаниями мормышку поднимают на 10-15 см, а затем опускают на дно, не прекращая игры. Едва коснувшись дна следует начать новый цикл игры. Выгодно использовать остановки через каждые 3-4 с, поскольку ерш к ним очень благосклонен. Не забывайте, что он тяготеет ко дну гораздо больше остальных рыб, и не стоит увлекаться высоким подъемом приманки, лучше играть в непосредственной близости ото дна. Длина кивка здесь не имеет решающего значения. Его параметры близки к окуневым.

Плотва
 
К плотве я отношусь, пожалуй, наиболее равнодушно, нежели к другим зимним рыбам. Видимо, это связанно с предсказуемостью ее поведения в зимнее время, когда места ее стоянок с большой вероятностью можно предсказать. В течение зимы она не очень охотно перемещается, лишь в конце зимы активно перемещается на мелководья, усиленно питаясь при этом. Игра в быстром темпе на плотву редко приносит успех. Гораздо эффективнее плавная медленная игра, так как плотва не напрягает себя активным захватыванием добычи, как это делают окунь и ерш, а только слегка втягивает пищу.
При ловле у дна применяют проводку с небольшим количеством колебаний (около 80-120 в минуту), при этом амплитуда может быть от 1 до 5 см. Нетрудно догадаться, что такая игра легче достигается недогруженным кивком (45 и менее градусов). При малой активности плотва иногда предпочитает почти неподвижную приманку, но это не означает, что удочку стоит класть на лед. Какая-то проводка все равно нужна. Допустим, это может быть слабое шевеление или постукивание о дно с незначительными или продолжительными паузами. Плотва очень легко и часто поднимается над дном, этому полезно проверять разные горизонты ловли.
Для этого используют кормление постоянно столбом падающей прикормки. Обнаружив это, следует быть готовым к более активной ловле, при которой стоит несколько увеличить число колебаний и осуществлять проводку в основном сверху вниз. Плотву больше других привлекает такая проводка. При еще более активной ловле можно медленно опускать снасть вообще без выраженной игры. Обычно поклевка выглядит как выпрямление кивка. Плохие поклевки обычно говорят о грубой снасти. Длина кивка, удобного для "плотвиной" игры, составляет около 6-8 см, а угол наклона — приблизительно 45 градусов.

Лещ
 
Зимой крупный лещ — довольно редкая рыба, а вот подлещика 100-300 г. ловят почти повсеместно. Но далеко не каждый может по хвастать приличным уловом. Некоторым удается подобрать ключик к одному водоему, а на другом они часто терпят неудачу. Самое интересное, что именно проводка у большинства рыболов-любителей (медленные колебания у дна с частыми паузами) импонирует лещу. А страдают, в основном, другие составляющие ловли — поиск, прикармливание и пр.).
Мои проводки для леща близки к плотвиным, но есть и некоторые отличия. Напомню, что я ловлю его только с прикормкой. Медлительность леща требует еще более медленной и плавной игры, которая обусловлена еще и более крупным размером насадки — 2 и более мотыля. Обычно мормышка медленно движется вверх или вниз и колышется у дна с частотой 80-100 колебаний. В какой-то момент лещ начинает терять интерес к однообразно движущейся приманке, постоянно напоминая о себе лишь подергунчиками. В такой ситуации полезно сменить игру, а иногда и цвет и размер приманки. Бывает очень выгодно делать длительные паузы при отсутствии поклевок на игре. При игре на опускании мормышки подлещик также ловится, зачастую лучше, чем на подъеме, но подсекать в этом случае следует после паузы, иначе будет много пустых поклевок. В лещовой снасти, наряду с мормышкой, очень специфичен и кивок. Он имеет максимальную длину — 7-10 см (хотя это не предел), и так же, как и в случае с плотвой, сильно недогружен.
Надеюсь, эта статья поможет начинающим при выборе игры мормышкой на зимней рыбалке.

М. Кусмарцев "Спортивное рыболовство № 06 — 2001г."
полезная информация
 
 
 

Использование любых материалов данного сайта без активной ссылки на rybakit.ru является нарушением международных норм и российского Закона «Об авторском праве и смежных правах.
Администрация сайта регулярно отслеживает и пресекает нарушения данного закона!